Готовь сани летом, а байк зимой
26 июня 2024 12:05
247
В жизни каждого мотоциклиста однажды наступает момент, когда он, наконец, приобретает долгожданный эндуро или питбайк.
В этой статье мы расскажем об основных этапах техобслуживания в начале и в процессе использования, а также о том, как правильно проводить обкатку и хранить мотоцикл.
Нулевое ТО – это необходимый минимум технических процедур, которые проводят с новым мотоциклом сразу же после покупки перед первыми заездами. Это сохранит ресурс мотоцикла и продлит срок его службы.
В нулевое ТО входит:
1. Слив и замена технических жидкостей, в том числе масло и антифриз. В новеньком мотоцикле всё должно быть свежее.
2. Пропитка специальной смазкой воздушного фильтра, чтобы пыль и грязь не пролетели сквозь поролон и не попали через карбюратор вместе с топливом в двигатель, а остались на пропитанном липким маслом фильтре.
3. Регулировка карбюратора для обеспечения уверенного запуска и оптимальной работы двигателя.
4. Регулировка и смазка цепи с помощью специальных составов.
5. Обработка прогрессии и других элементов задней подвески средством, вытесняющим влагу, типа WD-40.
6. Регулировка клапанов. Неправильные зазоры могут увеличить расход топлива, снизить производительность двигателя и даже привести к поломке.
7. Проверка натяжения колёсных спиц.
8. Проверка затяжки всех важных узлов. Переднего и заднего колёс и суппортов, болтов тормозных дисков, траверс руля, оси маятника, подножек, а также боковой подставки.
9. Проверка электрики.
Период обкатки.
Во время периода обкатки тоже важно соблюдать некоторые правила. Ну, если ты, конечно, ты хочешь, чтобы твой любимый мотоцикл подольше тебе служил. От 0 до 4 моточасов рекомендуется открывать ручку газа на 50-75%, почаще менять скорость, чтобы мотоцикл не работал всё время на одних и тех же оборотах, чтобы детали обтачивались равномерно.
Первые два моточаса нужно давать двигателю отдохнуть в течение 50 минут. Четвертые и пятые моточасы газ открываем газ уже на 75-100%. Свыше 5 часов – газуем на всю, нагружая двигатель по полной программе.
Для периода обкатки есть общий совет – избегайте резких разгонов, интенсивного ускорения и не трогайтесь с места с полной открытой дроссельной заслонкой.
Периодическое обслуживание.
После обкатки катайся в свободном режиме в своё удовольствие, но не забывай о регулярном обслуживании своего мотоцикла. В руководстве по эксплуатации мотоцикла или питбайка прописаны нужные интервалы.
То есть через сколько моточасов мотоциклу, квадроциклу или питбайку потребуются твои умелые руки или комплексная забота бойцов мотосервиса. Да, чтиво скучноватое, но для всех, кто приобретает данную технику – готовься либо сам это делать, либо отдавай в обслуживание мотосервису. Но прочитать крайне рекомендую.
Для питбайков и эндуро-мотоциклов в среднем интервал техобслуживания составляет 10 часов. То есть каждые 10 моточасов, которые отмеряет тебе счётчик, нужно заниматься здоровьем своего мотоцикла.
При первом ТО с мотоциклом обычно проделывают тот же чекап, что и при нулевом. К нему ещё прибавляется проверка холостого хода, а также обычно мониторят герметичность топливной системы. Меняют масляный фильтр, проверяют износ тормозных колодок, смазывают и регулируют приводные тросы.
После первых 10 моточасов также необходимо чистить пыльники и сальники передней вилки мотоцикла. Воздушный фильтр хорошенько промывают, чистят, затем обрабатывают. А через несколько интервалов уже заменяют. Органы управления мотоциклом также должны пройти базовую проверку.
Подготовка мотоцикла к соревнованиям.
Если ты когда-то решишься участвовать в соревнованиях и гонках, стоит более серьёзно подойти к проверке работоспособности всех систем мотоцикла.
В спортивном режиме технике придется выкладываться на все 100%. Поэтому от того, как ты обслужишь мотоцикл перед заездом, будут зависеть и твои результаты, и, конечно же, твоя безопасность. Одна из важных составляющих успеха на соревнованиях – это хороший зацеп, а значит, нужно выбрать подходящие шины. При выборе покрышек обычно прикидывают, на каком типе грунта их планируют использовать. Более жёсткий компаунд выбирают для мотокросса и кантрикросса. Мягкий – для камней или скользких покрытий. Если не хочешь заморачиваться, ставь универсальную моторезину средней жёсткости.
Еще есть крутая штука для стабильного давления в колёсах. О ней уже многие наслышаны – это муссы. Они устанавливаются в колёса вместо обычной камеры и удерживают давление на одном уровне даже при проколе.
Сезонное обслуживание.
А теперь представим, что вы уже прокатали сезон и планируете ставить мотоцикл на хранение в гараж.
Что нужно учесть, чтобы к весне аппарат снова был готов так же серьёзно забираться в горки и перепрыгивать через брёвна? Перед длительным хранением важно смазывать силиконовой смазкой все основные узлы, чтобы защитить их от ржавчины: прогрессию, маятник, подвески и, конечно же, тормоза. И прорезиненные части тоже неплохо бы обрабатывать, чтобы не допустить их растрескивания. Правильным будет также слить моторное масло и на время хранения залить свежее. Во-первых, чтобы не дать загрязнениям из старого масла выступить в осадок в двигателе и забить масляные каналы. Ну и во-вторых, тебе не придется тратить время по весне на лишние процедуры. Ведь уже в первые сухие деньки ты наверняка захочешь как следует отжечь на своём мотоцикле!
Если топливный бак у мотоцикла пластиковый, то нужно слить всё топливо на время хранения. Если же бак металлический, то надо, наоборот, наполнить его бензином по самый верх, чтобы бак не проржавел и не покрылся какими-то коррозийными отложениями. Также перед зимовкой обязательно слей топливо из карбюратора.
После этого выкручиваем свечу зажигания, заливаем 50 миллилитров моторного масла в цилиндр и проворачиваем двигатель несколько раз, чтобы масло равномерно распределилось по цилиндру. Установи свечу зажигания обратно, размести мотоцикл таким образом, чтобы колёса не касались земли. Для этого существуют специальные подставки.
Если мотоцикл будет стоять колёсами на поверхности, это негативно сказывается на подвеске. Накрой технику чехлом, чтобы избежать попадания пыли, грязи или воды, если вдруг крышка где-то протекает, или же ты хранишь аппарат вообще на улице. Не используй полиэтиленовую плёнку, так как она не вентилируется и грязь, пыль будет просто собираться на поверхности мотоцикла.
В случае, если ты не планируешь закрывать сезон, а хочешь пулять по укатанному снегу и сугробам, тогда обрати внимание на следующий момент: для зацепа на скользких зимних поверхностях тебе понадобится зашиповать колёса, например, шипами COLD CUTTER.
В целом, зимой уход за мотоциклом такой же – периодически проверять и смазывать все системы. Возможно, придётся всё-таки провернуть небольшой тюнинг для своего же комфорта: например, поставить себе ручки с подогревом, или закрепить на руле специальные моторукавицы, поскольку руки от мороза и встречного ветра замерзают очень быстро.
Напоследок рассмотрим, что вообще нужно делать перед каждым заездом на внедорожном мотоцикле. И на это хочу обратить особое внимание. Часто бывает так, что владелец мотоцикла, попросту говоря, забивает на проверку техники перед сессией.
Его можно понять – ведь так хочется быстрее угнать подальше и прыгать на трамплинах и кочках. А потом к нам в сервис прикатывают технику, все расстроены, жалуются на серьёзные поломки важных компонентов мотоцикла. А ведь стоило всего лишь выделить пару минут перед заездом на то, чтобы обойти и проверить состояние своего любимца.
Итак, что необходимо проверить перед каждым заездом? Крепление ответственных узлов, колёс, суппортов, маятника, двигателя и затяжку всех болтов. Для того, чтобы это сделать, необязательно даже брать в руки инструмент, если при затяжке не полениться поставить отметки несмываемым маркером. Тогда любое отклонение от нормы будет видно невооружённым взглядом.
Далее, конечно же, проверяем давление в шинах и обязательно осматриваем сами покрышки на предмет повреждений. Спицы и обода. Убедись, что все спицы затянуты.
Если для этого также не нужно браться за ключ, простучи все спицы отвёрткой. Ослабленная спица обязательно выдаст себя глухим звуком. Ну и, конечно же, осмотри обода на отсутствие повреждений.
Удостоверься, что нет утечек рабочих жидкостей – моторного масла и бензина. Если есть радиаторы, конечно же антифриза. В принципе, важно абсолютно всё, но особенно, уровень моторного масла. Проверь уровень моторного масла и добавь, если необходимо.
Проверь состояние и натяжку приводной цепи. Если надо, отрегулируй и смажь её. Кроме того, проверь, не износился ли слайдер цепи и ролик. При необходимости, конечно же, замени их.
Тормоза, а точнее, тормозные шланги. Тормозные магистрали – можно называть их как угодно, но это очень важный элемент. Проверь тормозные шланги на герметичность и отсутствие повреждений и протеканий. Также обязательно проверь работу обоих тормозов, стоя на месте.
Как проверить тормоза? Садишься на мотоцикл, поочерёдно выжимаешь рычаг заднего и переднего тормоза и пытаешься прокатить мотоцикл вперёд-назад.
Проверь свободный ход рычагов сцепления и тормоза. Убедись, что ручка газа тоже работает стабильно, не закусывает и также имеет свободный ход.
Если байк не заводится, сразу не спеши залезать к катушкам. Сначала выкручиваем свечу зажигания. Удостовериваемся, что она рабочая. Втыкаем её в колпачок и проворачиваем стартером на металлическом предмете, прислоняя свечу.
Если искра появилась – то окей, закручиваем её обратно, но закручиваем ее по регламенту, желательно, с помощью свечного (динамометрического) ключа.
Хотя, подобный обход описывается долго, в реальности он производится за 1-2 минуты, после чего можно с уверенностью гнать на новую спортивную сессию.
При выполнении этих стандартных процедур твой любимый мотоцикл действительно прослужит гораздо дольше и принесёт больше радостных моментов!