Как покорять эндуро трассы: советы новичкам
21 августа 2024 12:39
185
Прежде чем начать покорение бездорожья, будущему эндуристу предстоит обзавестись внедорожным мотоциклом и специальной экипировкой. Проще и безопаснее будет начинать с питбайка. Как подобрать свой первый питбайк – рассказали тут.
Итак, вы подобрали себе мотоцикл и экипировку. Пора выдвигаться. В этой статье мы расскажем, как вести себя на трассе, если у вас ещё мало опыта.
Первое, что стоит учесть – начинать учиться лучше всего с инструктором. Самостоятельное обучение зачастую менее эффективно, чем с учителем, а в вопросах эндуро оно может оказаться ещё и опаснее. А если закрепить себе своим опытом самообучения какие-то неправильные паттерны, дальше будет сложно осваивать новое.
Второе – научитесь чувствовать свой мотоцикл. Вы должны понимать его поведение в тех или иных ситуациях. Для начала обучения есть ряд универсальных советов, но даже для них вам нужно знать особенности вашего мотоцикла. Как он тянет, как ведёт себя его подвеска, какие у него габариты, как на нём чувствуется езда сидя или в стойке.
С основными тезисами разобрались, теперь переходим к выбору местности. Начинать сразу с болот, естественно, не стоит. Правило для начинающего райдера – не ездить туда, где не чувствуешь себя уверенно. Сначала попробуйте освоиться на полях или в лесополосе с хорошей проходимостью. Но в конце статьи мы всё равно расскажем, как вести себя на сложной местности.
Для бездорожья лучше всего подходит зубастая резина, но и она бывает разная. Для каждого типа грунта нужна своя. Подробнее разбирали в статье тут.
Неровности
На бездорожье не нужно пытаться твёрдо держать руль, преодолевая каждый толчок. Если у вас сильно скачет руль, то при избыточном контроле над ним вместо этого начнёт скакать зад. Руль следует держать как обычно, позволяя ему реагировать на неровности.
Если говорить про позу, правильнее ехать стоя, а не сидя. Иногда мотоцикл конструкционно не позволяет ехать стоя, тогда следует просто отрываться от сиденья и ехать в полустойке. Езда стоя позволяет лучше контролировать мотоцикл и его завалы. Бывают, конечно, и исключения. Тут надо пробовать самому со своим мотоциклом.
Спуск и подъем
Важно – прежде чем совершить данный манёвр, надо исследовать участок. Рассмотрите его и убедитесь в безопасности. Разбираться, когда вы уже будете мчаться, а на принятие решения будут доли секунды – крайне сомнительная идея, особенно для новичка.
О подъёме. Разгон следует брать перед ним, а не на нём, иначе мотоцикл будет хуже слушаться. Можно, конечно, и без разгона, но это сложнее исполнять, и начинать освоение эндуро лучше не с этого. При подъёме либо держим ровный газ, либо немного сбавляем его, чтобы не терять контроль над мотоциклом. Держим позу с небольшим смещением вперёд из положения сидя и сжимаем ногами бак. Тогда мотоцикл будет меньше подкидываться на неровностях, а заднее колесо лучше зацепится за грунт.
Теперь про спуск. Спуски лучше всего проходить без остановок на полпути. Остановиться будет не всегда возможно. Спускайтесь на первой-второй передаче, немного придерживая тормоза – колодки должны касаться диска, но не фиксировать колесо.
Болота, грязь и реки
Чем сложнее и мокрее грунт, тем меньше газа следует выжимать, чтобы его пройти. Из-за избытка газа теряется сцепление с грунтом, колёса начинают буксовать и закапываться. Не следует держать рычаг сцепления. Если его не держать, есть риск, что мотоцикл заглохнет, но после этого можно завестись заново. А вот если слишком активно травить сцепление, есть риск спалить его.
Если же ваша душа так и тянет вас в воду и броды, то следует учесть ряд правил.
Как и всегда, сначала исследуйте местность, в нашем случае – дно.
Не стоит проходить броды в холодную погоду. Так вы промокнете, замёрзнете, а по итогу можете и заболеть. Не стоит их проходить и в случае, если вода поднимается выше заднего колеса.
Основная ошибка начинающих – пытаться проходить водные участки с разгона. Так лучше не делать, если вы не хотите «напоить» вашего двухколёсного скакуна. Даже если он не заглохнет, вода в двигателе может изменить исходные свойства топлива. Также стоит понимать, что вода создаёт повышенное сопротивление ходу движения, подвеска сильнее сжимается. По неопытности можно просто улететь вперёд.
Правильным подходом будет снижение скорости при прохождении водных преград. Чтобы ослабить нагрузку на переднюю подвеску, оттягивайтесь немного назад.
Песок
Одно из самых сложных покрытий, крайне неустойчивое и непредсказуемое. На песке сложно держать направление, мотоцикл постоянно убегает.
Какую позу следует занять – отводим бёдра назад, чтобы больше нагрузить заднее колесо. За счёт этого меньше будет вязнуть переднее колесо, руль станет послушнее. Поворачивать лучше коленями, а не рулём. Ноги в целом не стоит снимать с подножек, они должны держать мотоцикл. Если ехать по песку с болтающимися ногами, мотоцикл начнёт крестить. Руль для поворотов на песке в целом не очень эффективен. Также учитывайте, что тормоза тоже не будут иметь особого эффекта. Разве что иногда можно немного прижимать задний тормоз, чтобы мотоцикл держался ровнее.
На песке следует научиться ровно держать газ. Поначалу это может быть тяжело и страшно. Тогда пробуйте делать это размеренными рывками, а со временем перейдёте и к тому, чтобы выжимать его ровно.
Неглубокие канавки и кочки можно не учитывать. Мотоцикл достаточно просто пройдёт через них с помощью своего и вашего веса.
Обычно мы притормаживаем на поворотах, но при езде по песку повороты можно проходить на небольшом газу. Нам надо, чтобы мотоцикл сохранял стабильную скорость – так получится лучше и легче.
Вот мы и сказали всё, что хотели. Не смеем больше вас задерживать – ждём ваших новых свершений на просторах без дорог!