Почему нельзя использовать велошлем в эндуро
Некоторые велорайдеры-экстремалы в один прекрасный момент решают попробовать себя в мотоспорте. У вело- и моторайдеров, безусловно, много общего: два колеса, заезды по сложным маршрутам и огромное количество адреналина. Но перед тем, как сменить железного коня с педалями на железного коня с мотором, райдеры должны обратить внимание на один важный аспект – экипировку.
Минимальный набор экипировки для эндуро на мотоцикле включает мотоботы, защиту тела, наколенники и шлем. И вот, велорайдеры, окидывая взглядом свою лёгкую и эластичную экипировку и сравнивая с той жёсткой, что нужна для мотоспорта, грустно вздыхают и готовятся доставать кошельки. Но тут замечают, что шлемы внешне очень похожи – ура, на чем-то можно сэкономить! Но всё не так просто, и давайте разберёмся, почему.
Сравнение вело- и мотошлемов
Основная конструктивная схожесть велошлемов и мотошлемов – наличие жёсткой оболочки с вентиляционными отверстиями и внутренним слоем из пенополистирола, который поглощает удары. Для комфортной посадки – плотная подкладка.
В некоторых премиальных моделях мотошлемов один из внутренних слоёв изготавливают по технологии MIPS или EPS. Задача этой технологии рассеивать не только прямые, но и вращательные удары, которые как раз часто случаются при падениях на скорости. При таких ударах слои мозга смещаются, что приводит к тяжёлым сотрясения и повреждениям, а внутренняя прослойка EPS уменьшает тяжесть травм.
Главное отличие вело- и мотошлемов – в уровне защиты. Велосипедные шлемы легче, чем мотоциклетные и изготовлены из материалов меньшей жёсткости. Они не создают значительных ограничений в обзоре и комфортно сидят. Их задача – обеспечить защиту при падениях на небольшой скорости.
Мотоциклетные шлемы, наоборот, значительно более прочные и массивные, так как должны обеспечить высокую степень защиты при высоких скоростях и тяжёлых ударах. Они производятся из очень жёстких материалов, таких как стекловолокно или углеволокно, что сказывается на комфорте не в лучшую сторону.
Для сертификации велосипедных шлемов обычно используются стандарты CPSC, ASTM F1952 в США и EN 1078 в Европе. Они требуют, чтобы шлемы проходили испытания на ударопрочность и защиту при падениях на малой скорости. Сертификация также включает оценку вентиляции и удобства, что важно для райдеров, которые будут проводить длительное время в шлеме при значительных физических нагрузках.
Мотоциклетные шлемы подлежат более строгим стандартам, таким как DOT в США и ECE 22.06 в Европе. Они требуют от шлемов способности защищать от высокоскоростных ударов. Мотошлемы также проходят комплексные испытания на устойчивость к пробитию. Комфорт и вентиляция для них не так важны.
Велошлемы и высокие скорости
Существует несколько типов велошлемов, у каждого из которых своё предназначение и степень защиты. Разбираемся, подходят ли они для мотозаездов.
1. Кросс-кантрийные шлемы
Каждому велорайдеру знакомы кросс-кантрийные шлемы, они же «корзинки», известные своей лёгкостью и отличной вентиляцией. Они подходят для заездов по городу или ровным трассам.
«Корзинки» обеспечивают лишь базовую защиту верхней части головы. Их конструкция подразумевает использование тонкого слоя пенополистирола, не способного амортизировать удары на высокой скорости. Поэтому, когда речь идёт о мотозаездах, полагаться на такие шлемы не стоит.
2. Дёртовые шлемы
Дёртовые шлемы, также известные как «котелки» или каски, – шлемы для тех, кто любит трюки и проезды по лесу. У них хороший обзор и вентиляция, комфортная посадка и неплохая защита верхней части черепа и затылка.
Однако в условиях высокой скорости требуется максимальная защита, и дёртовые шлемы не способны её обеспечить, так как они не закрывают лицо и у них нет дополнительных защитных элементов для глаз и подбородка.
3. Фулфейс шлемы
Последний тип – фулфейс. Такие шлемы полностью закрывают голову, но они тяжелее и хуже вентилируются. Идеальные кандидаты для экстремальных велозаездов.
Внешне фулфейс-велошлемы могут показаться похожими на кроссовые мотошлемы, но различия в степени защиты колоссальны.
Представьте себе, вы преодолеваете сложное препятствие на высокой скорости, но вдруг что-то идёт не так. Полёт через руль, жёсткая стыковка головы с грунтом, велофулфейс кое-как выдерживает её, но сверху приземляется ещё и мотоцикл. Всем своим весом в 100 кг.
Даже самый защищённый велосипедный шлем не рассчитан на такие нагрузки, в отличие от мотошлема.
Можно сделать чёткий вывод, что велосипедные шлемы не подходят для мотоспорта. Их конструкция и материалы не выдерживают тех нагрузок, которые возникают при падениях с мотоцикла, особенно на высоких скоростях.
В то же время мотоциклетные шлемы, благодаря своей прочной конструкции и высоким стандартам безопасности, можно использовать в велодисциплинах, где нужна максимальная защита. Многие профессиональные велорайдеры ездят в кроссовых шлемах на тренировках и соревнованиях в экстремальных дисциплинах.
Какие мотошлемы выбрать
Мотошлемы, подходящие для эндуро, в основном делятся на две категории: кроссовые и мотард.
Кроссовые шлемы созданы специально для внедорожной езды и обеспечивают максимальную защиту в сложных условиях. У них вытянутая форма с козырьком и усиленным подбородком, что помогает защитить лицо от ветра, пыли, грязи и ударов при падении.
У кроссовых шлемов нет встроенного визора, вместо него надевают специальные очки.
Мотард шлемы – нечто среднее между дорожными и кроссовыми шлемами. Они разработаны для использования как на асфальте, так и на лёгких внедорожных участках. Защита подбородка у них не такая внушительная, как у кроссовых, форма более округлая, а визор встроенный.
Использовать кроссовый и мотард шлем решает райдер в зависимости от стиля вождения и предпочтений.
Выбор шлема – это вопрос не экономии или стиля, а защиты от травм. Безопасность должна быть приоритетом. Инвестиции в качественный шлем могут в буквальном смысле спасти жизнь.
В Роллинг Мото вы можете подобрать подходящий шлем на любой вкус.
Берегите себя и выбирайте правильную экипировку.